Воспитание Лабрадора

В предыдущей статье речь шла о принципах выбора щенка лабрадора. Здесь я хочу добавить, что если помет рожден от рабочих собак, то выбрать щенка, который станет подходящей охотничьей собакой, можно почти без риска. Другое дело выбор будущей охотничьей собаки из выставочного (шоу) контингента. В этом случае обязательно надо обратить внимание, чтобы у щенка было сильное, крепкое тело, живой и смелый характер.

Надо учесть, что в возрасте 6 недель маленькие щенки будут подбирать и тащить вам разные мелкие ветки или палки и все, что попадет им на пути. Однако отнюдь не надо считать, что это проявления будущих хороших рабочих качеств. Все это не более чем естественный инстинкт ношения и аппортировки предметов. Проявление этого инстинкта можно увидеть в пометах от шоу-собак так же часто, как и в пометах от рабочих собак, поэтому только новичок может приписывать этому чрезмерную важность.


При воспитании щенка Лабрадора особое значение придается знакомству с дичью и водой. Это совсем не трудное дело, если начинается достаточно рано и правильно;
маленькая с перьями поноска или птица в воде никогда не отпугнут хорошего щенка. 12-недельные щенки будут плавать, как собаки-ветераны, без барахтанья и шлепанья по воде. В этом возрасте у щенка можно мягко вырабатывать даже будущие нужные навыки подачи дичи из воды. Для этого самому хозяину следует войти в воду на мелком месте и взять поноску от возвращающегося щенка перед тем, как щенок выйдет на берег, отряхнется и бросит поноску. Взяв у щенка поноску, вы можете снова послать щенка за ней и увидите, что щенок автоматически повернется кругом, используя свой хвост, как маленький руль. Вполне логично разрешить щенку поднести предмет несколько раз на небольшое расстояние. Бросание на слишком большое расстояние на суше (где вы сами будете метаться в зарослях, чтобы найти поноску) или в воде (где течение унесет поноску из вида) означает для щенка незаконченную работу, что недопустимо. Даже в игре последнее в этот день подношение предмета должно быть завершено правильно.

Щенки должны быть научены входить в воду, в пруд или озеро с пологого берега, и, если используются пляжи, здравый смысл подсказывает только одно - не выбирать штормовой день, когда высокий прибой и волны большие. Важно помнить, что если ваш щенок предназначен для успешных выступлений на испытаниях, то никто не должен его дрессировать, кроме тех, кто знает, как постепенно внушать щенку элементарные навыки наблюдения за брошенным предметом, нахождения его и возвращения с ним назад. Щенок не может отличить борьбы за мяч с вашим ребенком от апортировки предметов вам. Конечно, щенок должен принимать участие в жизни вашей семьи, но его обучение должно проводиться отдельно.

Щенки Лабрадора обладают врожденным инстинктом приноса "подарков" тем, кого они любят. Набор этих подношений может быть широк - от серебряной пепельницы до разлагающейся крысы. Чем бы этот подарок ни был, не показывайте свое отвращение и принимайте предмет с благодарностью и словами похвалы. Если на щенка будут постоянно ворчать и выговаривать за то, что он приносит нежелательные предметы, то в нем будут зреть зерна скорби и угасать энтузиазм радостного апортирования. Психологически вы будете делать прямо противоположное, давая щенку понять, что приносить вам предметы нежелательно.

Жесткая хватка - термин, который используется среди охотников по отношению к манере собак, которые давят или уродуют дичь, когда ее подносят. Некоторые считают это наследуемым. Однако жесткая хватка, подобно боязни выстрела, может иметь корни и в ошибках ранней дрессировки. Перетягивание предметов со щенком, борьба с ним, чтобы заставить его бросить поноску, - все может привести к этой нежелательной привычке. Впрочем, настоящая жесткая хватка требует специального изучения и лучше оправдать собаку, чем сразу ее наказывать, так как часто дичь бывает повреждена выстрелом или, упав в жесткие заросли и застряв там, может быть нечаянно повреждена собакой при попытке ее вытащить. Следовательно, клеймо обладателя жесткой хватки, навешенное на отдельных собак, может быть неоправданным.

Чтобы определить, есть ли у вашего щенка охотничья страсть и хорошее чутье, имеется множество разных способов. Долгое время наиболее популярным был метод покойного м-ра Уинтера, который предлагал молодым щенкам найти и принести в темноте те или иные предметы. Кусочки печенья или семейная кукла, брошенные ночью в высокую траву или кусты, приводили собак в восторг при розыске, но не менее важны были сведения, полученные хозяином о способностях его собаки в этом деле.

Учиться у старого Лабрадора -один из самых лучших приемов. Если у вас или у соседа есть взрослый, хорошо тренированный Лабрадор, то он (или она) научит щенка в более короткое время, чем это сделает человек (впрочем,столь же быстро передадутся и плохие навыки взрослой собаки).

Новичок может сам полностью подготовить собаку как настоящую охотничью и, если времени достаточно, может решиться на ее полевые испытания. Но он должен знать различия между охотой и испытаниями, где подноска подранков и убегающей дичи не разрешена (речь идет об испытаниях в США - Прим, ред.). Однако для охотничьей собаки основное правило - сбор подранков, Дэйв Эллиот объясняет это новичку очень ясно и четко.

Подранки должны представлять основную цель для наших ретриверов. Имеется множество случаев, когда можно подобрать убитую дичь руками, но это не касается подранка, который ищет убежище; он должен быть пойман и принесен.

За последние 15 лет испытания ретриверов и их дрессировка расширялись очень быстро. Каждый год проводится более 100 испытаний. Я склонен предположить, что каждую неделю в течение года один новый человек присоединяется к массе любителей ретриверов, желая узнать об испытаниях и надеясь на победу на них. Он научится обучать свою собаку приносить убитых птиц, и собака по мере своих способностей заметит и найдет упавшую дичь. Но сколько она узнает о розыске и апортировании подранка? На испытаниях шансов нет никаких! По моему мнению, нахождение и принос подранка, что должно быть самой важной частью работы собаки, - самое слабое звено в обучении ретривера, это то, чему меньше всего уделяется внимания. Почему? Потому что полевые испытания, наш основной "педагог", не практикуют этого.

Для этого есть довольно основательная причина. Самое важное на наших полевых испытаниях - единообразие критериев, и, как мы знаем, трудно найти подранков, которые дадут однородные критерии; одни могут пробежать 100 метров, другие -10. До сих пор неизвестно, как это контролировать; следовательно, принимая это во внимание, становится почти забытым само ремесло подачи подранков, что является серьезной ошибкой.

И все же нет причин, почему это не должно практиковаться при дрессировке; наоборот, это должно всячески поощряться. Собака, которая не научена отыскивать подранков как на воде, так и на суше, эффективно работает только на 50%. Ретривер во время настоящей охоты все равно этому научится, но это занимает время,и он потеряет достаточно птиц, прежде чем поймет, как поймать запах следа живой птицы. Собака будет тратить ценное время, делая круги вокруг упавшей дичи. Собака полагает, что она нашла дичь, в то время как она нашла запах, и для нее остается тайной, почему она не находит птицы. И пока собака пытается решить эту проблему, подранок уже удрал. Вот и потерянная птица - добыча хищников.

Почему же не научить вашу собаку этой крайне важной работе еще на тренировке? Когда вы пойдете охотиться, она уже будет хорошо знать, как искать подранков. Мы вряд ли сможем практиковать подачу подранков на полевых испытаниях в том виде, каковы они есть на сегодняшний день, но способность находить подранков никогда не помешает вашей собаке стать победителем на этих испытаниях, и эта способность добавит многое в ваш ягдташ.

При тренировках молодых собак я использую утку с подрезанным крылом. Утка оставляет сильный запах и не бегает так быстро, как фазан или другие наземные птицы. Вначале я не позволяю утке убежать больше чем на 50 ярдов и никогда не использую поле около водоема, чтобы утка не смогла достигнуть воды и таким образом аннулировать основную цель тренировки.

Когда молодая собака приобретет больше опыта, я позволяю утке убежать дальше. Этот этап дрессировки не только очень важный, но и самый интересный для наблюдения за прогрессом собаки и изучения той манеры, в которой она решает свои проблемы. Наиболее важно на ранних стадиях дрессировки создать все условия, чтобы обеспечить успех собаке - неудача в это время может быть очень обескураживающей".


Из книги Элен Уорвик 'Все о Лабрадоре' (Helen Warwick, The New complete Labrador Retriver', New York, 19861. Сокращенный перевод Юлианы КОНЧИНОЙ
Журнал "ОХОТА" №2, 2001 г.

Hosted by uCoz